Раиль Сабитов

Сабитов Раиль Наилевич, родился 30 сентября 1985 года в д.Шапкино Камско-Устьинского района РТ.

В 2002 г. окончил 9 классов средней школы с. Янасала, в 2002-2004 гг. Буинское медресе и вечернюю школу г.Буинска. В 2004 г. поступил в Россиский Исламский университет, где проучился до 2008 года и получил специальность «Имам-хатыйб, преподаватель арабского языка и шариатских наук». В 2015 году заочно окончил факультет лингвистики Российского исламского института.

С 2010 г. по ныне работает имам-хатыбом в мечети поселка Камско-Устье и учителем иностранного языка и физкультуры в школе. Женат, имеет двоих детей.

Менир Минебаев

Минебаев Менир Мирсеидович родился 14 июля 1984 года в д.Чичканы (Тигәнәле) Комсомольского района Чувашской Республики.

В 1999 г. окончил 9 классов общеобразовательной школы д.Чичканы и поступил в Буинское медресе ДУМ РТ. Параллельно учился в вечерней школе. В 2001 г. успешно окончил медресе и школу. В этом же году поступил Российский Исламский университет г. Уфы. Знания, полученные в медресе и его способности дали возможность окончить университет экстерном в 2004 году по специальности «Теолог Ислама».

По окончании был направлен в г. Нижний Тагил Свердловской области в «Махаллю»№ 736 для прохождения годовой практики, где проработал имам-хатыбом до 2006 г.

В 2006 г. был приглашен в Казань и сентября 2006 г. был принят на должность воспитателя в Автономный некоммерческой организации пансионат «Ак Умут» и имам-хатыбом мечети «Зангар» г.Казани. С 1 апреля 2010 г. переведен на должность заместителя генерального директора пансионата «Ак Умут».

С августа 2010 г. был назначен имам-ахундом г.Волжского и Заволжья Волгоградской области, а с января 2014 г. избран и имам-хатыбом «Махалли» г.Краснослободск Волгоградской области, где успешно работает и поныне совмещая две должности.

Фарит Ибрагимов

Ибрагимов Фарид Абдулаевич, родился 27 декабря 1983 года г. Сызрань Самарской области.

В 1999 г. окончил 9 классов и поступил в Буинское медресе и вечернюю школу г.Буинска. В 2001 году успешно завершил обучение, получил специальность «Имам-хатыйб, муадзин и мугаллим» и аттестат об окончании средней школы. В 2003-2006 год учился в подготовительных курсах в университете Короля Сауда (Саудовской Аравии) в столице г.Эр-рияде.

В 2006 году был избран имам-хатыбом в новой мечети «АЗАН» г. Сызрань, где работает по сегодняшний день. Успешно занимается общественной деятельностью. С 2008 г. принят в молодежный парламент при Городской думе г. Сызрань, систематически участвует в различных мусульманских форумах, конференциях в Казани, Самаре, Уфе и Ульяновске. Женат, имеет двоих детей.

Марсель Каримов

Каримов Марсель Вагизович, родился в селе Тингаш Буинского района, Республики Татарстан 14 июня 1982 г. в семье учителей.

В 1997 окончил 9 классов Альшиховской средней школы Буинского района РТ и поступил Буинское медресе Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан по специальностям «Имам-хатыйб, муадзин и мугаллим». Одновременно в 1999 г. окончил с отличием медресе и вечернюю среднюю школу г. Буинска РТ. В 1999 г. поступил в Российский исламский университет и завершил обучение в 2003 году по специальности «Имам-хатыйб, преподаватель арабского языка и шариатских наук». В 2003 г. поступил и в 2007 г. завершил обучение в Татарском государственном гуманитарно — педагогическом университете (заочная форма).

С 2003 г. был утвержден имам-хатыйбом местной мусульманской религиозной организации — Приход мечети д. Тингаш Буинского Мухтасибата ЦРО-ДУМ РТ. С 2003 года по сегодняшний день работает преподавателем арабского языка в Буинском медресе ЦРО-ДУМ РТ и учителем истории и обществознания в «Мещеряковская основная общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ». Женат, воспитывает двоих дочерей.

Габдрахман Тахирзянов

Тагирджанов (Таһиржанов) Габдурахман Тагирович (07.02.1907, с. Мурзино Тетюшского уезда Казанской губернии — 18.12.1983, Ленинград), литературовед-востоковед, доктор филологических наук (1970), профессор (1972).

Первоначальное образован. получил в сельском мектебе, в Буинском медресе. Впоследствии в поисках работы побывал в Москве, Баку, Ашхабаде, Ташкенте. Все эти годы занимался самообразованием. В 1927 г. в жил и работал в Ленинграде, брал уроки по теории арабской поэзии у богослова М.Бигиева. В эти годы был лучшим чтецом Корана в Соборной мечети. В 1937 г. поступил на кафедру иранской филологии Восточного факультета Ленинградского государственного университета. Уже в следующем году сдал академику  И.Ю. Крачковскому (переводчик Корана)  экзамен по арабскому языку за полный университетский курс арабского отделения. В 1941 г. с отличием окончил Ленинградский университет.В 1946 г. защитил кандидатскую диссертацию «Хосров и Ширин Кутба» и начал работать на Восточном факультете Ленинградского государственного университета и в Ленинградском отделении Института востоковедения Академии наук СССР. В 1969 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Рудаки», получив степень доктора филологических наук и должность профессора. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Из написанных свыше 90 научных работ опубликовано 54, среди которых пять книг и статьи разного объема и содержания. На протяжении многих лет занимался изучением рукописного фонда библиотеки Восточного факультета, результатом чего явилось опубликованное им «Описание персидско-таджикских рукописей». Исследовал биографии и труды поэтов Рудаки, Фирдоуси, Низами, поэтов индийского мира.В трудах, посвященный тюрко-татарской литературы 12-15 вв., её взаимосвязям с арабскими и персидскими литературами, утверждал единство герменевтического и исторической линии (сопоставительно исследовал поэм «Кысса-и Йусуф» Кул Гали и «Йусуф и Зулейха» Фирдоуси и Шайад Хамзы; «Хосров и Ширин» Кутба и Низами). Один из составителей научно критического текста «Шахнаме» Фирдоуси, автор «Описания таджикских и персидских рукописей» (1962), трудов, поев, творчеству Кул Гали, Кутба, Амира Хосрова Дехлеви, Низами Гянджеви, Аттара, Ибн Сины, Рудаки, Ашрафа Гиляни, Шамса Фахри Исфахани и др. Работы по истории киргизского эпоса «Манас», этногенезу булгаро-татар, по культуре и литературе булгар, истории азербайджанской поэзии, памятников узбекской и турецкой литератур и др. Монографии и статьи Тахирджанова (на фарси) опубликован в Иране и Афганистане.В советское время мусульманам было чрезвычайно сложно противостоять жизненному укладу атеистического общества, тем не менее Тахирджанов писал, что никогда, «даже под угрозой насилия не выкурил ни одной папиросы и не выпил ни глотка спиртного, включая пиво». Похоронен на Ново-Волковском мусульманском кладбище Санк-Петербурга.

Сочинения:
Собрание историй «Маджмуат-таварих». Л., 1960;
Описание таджикских и персидских руко­писей Восточного отдела библиотеки ЛГУ, Т. 1. История, биографии, география. Л., 1962;
Список таджикских, персидских и тюркских рукописей Восточного отдела библиотеки ЛГУ: I Продолжение списков КХЗалемана и А.А. Ромаскевича. М., 1967;
Рудаки. Жизнь и творчество: История изучения. Л., 1968; Тарихтаи одэбиятка. К., 1979[1].

[1] — Татарская энциклопедия. Т.1. – Казань, 2010 – С. 498

Баки Халидов

Халидов Баки (Мухаммадбаки) Закирович (1905-1968). Род. в дер. Мурзино Апастовского р-на Татарстана.Окончил Буинское медресе.

В конце 1920-х гг. судьба забрасывает его в Ленинград, где он с другом Г.Т.Тагирджановым изучает арабский язык у известного татарского богослова Муса Бигиева (1875-1949). После работает в г.Баку, а потом в Ашхабаде. В 1938 году оканчивает рабфак, 1941 году физико-математический факультет (по специальности «астрономия») Казанского государственного университета.В этот же год его распределяют в Ташкентскую обсерваторию. В 1941 году Баки Халидова забирают в армию и направляют в Иран, где он служит военным переводчиком. После окончания войны в 1945 году Б. Халидов возвращается в Ташкент, работает военным переводчиком при военном округе. Из армии его долго не отпускали, в дело вмешался ректорат Ташкентский ГУ, который пригласил его на работу в университет. В 1947 году назначается преподавателем фарси, пушту и арабского языка вновь организованный факультет восточных языков при Ташкентском университете. В 1952 году он защищает диссертацию по языку пушту. В 1953-1958 гг. работает заведующим кафедрой ирано-афганской, а с 1958 г. арабской филологии. В Ташкенте он остаётся до самой своей кончины в 1968 году.Основатель кафедры арабской филологии Ташкентского университета, выдающийся арабист Баки Халидов внес большой вклад в становлении востоковедной науки в Узбекистане. Самым известным трудом Б.З. Халидова по праву считается разработанный им учебник арабского языка. По данному учебнику воспитывалось не одно поколение арабистов России. Его дело продолжил сын выдающегося учёный, арабист с мировым именем, профессора Анас Бакиевич ХалидовСочинения: Халидов Б.З. Учебник арабского языка. – Ташкент, 1956[1].

[1] — http://sharqshunos.uz/baki-zakirovich-halidov-iz-vospominaniy-ego-mladshego-syina-professora-biologicheskogo-fakulteta-kgu-ahmeta-bakievicha/ 05.10.2015

Гумер Тулумбай

Тулумбай (псевдоним, ФИО: Шагиахметов Габдулхак Джалалетдинович) (14.04.1900, с. Адав-Тулумбаево Буинского уезда Симбирской губернии — 08.05.1938, Казань), писатель, литературовед.

Учился в сельском мектебе, затем в 1912 г. Буинском медресе. В 1916 уехал в Петроград, был свидетелем Февральской революции. Вернувшись в 1917 в родную деревню, принимал участие в крестьянских волнениях. С 1918 учительствовал в соседней д. Бикмуразово. Участник Гражданской войны. После ранения вернулся в Казань. С 1920-х гг. начал публиковать в печати многочисленные статьи и литературные произведения агитационного характера, пронизанные воинственным духом. В Казани в 1924-27 гг. учился в Татарском коммунистическом университете, с 1926 работал в Академическом центре, с 1927 — зам. главного редактора издательства «Гажур», редактором «Колхоз газетасы», в 1929-31 — в Восточном педагогическом институте. В 1931-34 учился в Институте красной профессуры (Москва), по окончании преподавал в Казаном педагогическом институте, профессор (1934), руководил секцией художественной литературы Татгосиздата. Тулумбаевский вошёл в татарскую литературу как мастер психологии. В его рассказах нашли отражение происходившие в деревне глубокие социальные перемены и их воздействие на психику человека; их отличают мастерски выписанные характеры героев, насыщенные пословицами, поговорками и инверсиями — язык. В 1930 творчество писателя было подвергнуто жёсткой критике как не отражавшее в полной мере классовую борьбу. Тулумбаевский занимался собиранием татарского фольклора (в основном сказок и байтов); В 1938 г. был репрессирован по «Контрреволюционной троцкистско-националистической террористической организации» делу, расстрелян; реабилитирован посмертно.

Сочинения:

Толымбай әсәрләре: 2 китапта. К.. 1929-30;
Сайлаима әсәрләр. К.. 2000[1].

[1] — Рахмани Р. Житмеш елдан соң очрашу // Казан утлары. 2000. №11

Камаретдин Салахов

Салихов Камаретдин Багаутдинович – (1890 д. Альших Буинского района – 1963 г. Москва) известный релегиозный деятель. Родился в крестьянской семье.

В 1912 году окончил Буинское медресе, там же работал преподавателем, в 1917-1924 году являлся имам-хатыбом в деревне Утямишево, ныне Тетюшского района Татарстана. В апреле 1920 г. был арестован в Буинске, случайно оказавшись в городе во время антисоветских выступлений, по обвинению в контрреволюционных действиях, и приговорен ЧК Симбирской губернии к лишению свободы, однако примерно через год его выпустили, как выходца из бедной крестьянской семьи и лояльного к советской власти, за которого заступились односельчане.

В 1924 году Камаритдин Салихов переехал в деревню Кильдуразы Буинского района, где выполняя обязанности муллы, еще и работал столяром и пчеловодом в колхозе. Но в 1931-1932 годах был снова посажен в тюрьму Буинска на 2 года, а семья была раскулачена. После возвращения в 1937-1940 годах работает бригадиром артели «Заречье» в Казани, а в 1940-1945 годах – директором магазина.

В 1945 году Камаритдин хазрат возобновляет свою религиозную деятельность. С 1945 по 1952 году он служит имам-хатыбом Казанской мечети «Марджани», а с 1952 по 1956 — в Астраханской соборной мечети.

В 1956 году Камаритдин Салихов переезжает в Москву и становится имам-хатыбом московской Соборной мечети. Именно благодаря ему мусульманская община Москвы в трудные году хрущевской антирелигиозной кампании сумела не только сохранить мечеть, но и существенно расширить свою религиозную деятельность. Он активно выступает по-арабски на радиопередачах, которые транслировались страны арабского мира, посещал посольства мусульманских стран, встречается с многочисленными иностранными гостями в стенах мечети. В июле-августе 1956 года он в составе советской делегации из 20 человек совершает Хадж. Умер 1963 году в возрасте 73 лет. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище г. Москвы[1].

[1] — Ислам в Москве: энциклопедический словарь / Отв. ред. Д. В. Мухетдинов. – Нижний Новгород: ИД «Медина», 2010. – с. 208

Зариф Башири

Башири (Бәшири) (Баширов) Зариф Шарафутдинович (5.5.1888, д. Чутеево Цивильского уезда Казанской губернии – 21.10.1962, г.Уфа), писатель, переводчик, журналист. Писал на татарском, уйгурском и узбекском языках. Из семьи муллы. В 1898-1902 учился в медресе г.Буинск, д. Акъегетово (ныне Зеленодольского р-на); в 1907 поступил в медресе «Мухаммадия».

В 1908 переехал в г.Оренбург: работал коррек­тором в типографии «Каримов, Хусаинов и К°», секретарь в журнале «Чукеч». С 1909 учительство­вал в деревнях Пензенской и Тамбовской губ.; с 1913 в г.Капал (ныне Республика Казахстан). С 1917 в Алма-Ате, работал в редакциях га­зет и журналов, в 1918-19 заведующий отделом народного образования в г.Жаркент (Казахская ССР); позднее — в Среднеазиатском государственном университете (Таш­кент), преподавал узбекские и уйгурские языки и литературу. В 1930-32 Б. жил и работал в Донбас­се. С 1933 в г.Уфа. В 1938 репрессирован. Срок отбывал на Колыме, затем в Белебеевском районе Башкирской АССР. После реабилитации (1956) жил в г. Уфа.

Обширное литературное наследие Башири включает сти­хи, поэмы, рассказы, повести, очерки, ста­тьи. Одно из первых стихотворений «Думага хитап» («Обращение к Думе»), опубликовал в газете «Казан мухбире» (1906). В последующие го­ды часто публиковался на страницах газете «Баянельхак», «Казан мухбире», «Вакыт», «Юлдуз», журнале «Шура». Автор восьми поэтических сборников: «Миллэт кайгысы» («Забота о на­ции», 1907), «Тутый тавышы» («Звуки реч­ки Тутый»; Оренбург, 1908), «Юаткыч, йә Уяткыч» («Утешающее, или Пробуждаю­щее»; Оренбург, 1909), «Хиссият бишеклэре» («Колыбели чувств», 1913) и др. Главные темы: вопросы просвещения татарского народа, крити­ка отрицательных сторон жизни, судьба про­стых людей, лирика. В 1909-10 в журнале «Шура» были опубликованы этнографические очерки Башири о жизни татар-мишарей и чувашей (позже вышли отдельными кни­гами). Башири — автор повести «Чуваш кызы Энисэ» («Чувашка Аниса», 1910), основанных на детские впечатлениях, и «Каракош явы» («Нашествие Каракуша», 1958, на башкирском языке) — о «вилоч­ном» мятеже 1920, рассказов для детей «Шаян Фәһим» («Озорник Фахим», 1919), «Ефәк кулмәк» («Шёлковое платье», 1928). Напи­санные и опубликованные в Ташкенте на узбекском языке рассказы Башири сыграли заметную роль в разви­тии жанра прозы в узбекской литературе. Некоторые его стихотворения были включены в сб. «Зариф Бәшири шигырьләре» («Стихи Зарифа Башири», 1927). Башири — автор-составитель хресто­матий по чувашской, узбекской, уйгурской литературе. В последние годы жизни работал над кни­гой воспоминаний о литературной жизни Казани, Оренбурга начала 20 в. Сокращённый вариант мемуаров под названием «Замандашларым белән очрашулар» («Встречи с современниками») вышел в 1968. Не опубликованы два прозаических романа, роман в стихах.

Сочинения:
Сайланма әсәрләр. К., 1958;
Замандашларым белән очрашулар. К., 1968[1].

[1] — Татарская энциклопедия. Т.1. – Казань, 2002 – С. 322

Шигабутдин Ахмеров

АХМЕРОВ (Әхмәрев) Шигаб (Шигабутдин) Шарафутдинович (30.12.1882, д. Н.Задоровка Буинского уезда Симбирской губернии — 30.04.1966, Казань), педагог, журналист.

Обра­зование получил в Буинском медресе. В 1901-07 преподавал татарский язык в сел. шко­лах Казанской губ. В 1908-18 главный редактор издательства «Сабах», одновременно в 1913-14 издатель и редактор журнала «Мектеб». В 1918-19 совместно с Галимджан Ибрагимовым издавал журнал «Мәгариф», в 1920-22 член правления Татсоюза, в 1923-29 заместитель председатель правления банка «Общество взаим­ного кредита». Одновременно Ахмеров был инициатором и организатором переселения на берег р. Вол­га отдалённых малоземельных татар, дере­вень (в т.ч. в д. Кызыл Байрак). Один из орга­низаторов Восточного клуба. Автор буква­ря татарского языка, работы по истории татарского книгопечатания. С 1912 в семье Ахмеровых воспиты­вался один из основоположников татарской профессиональной музыки Салих Сайдашев. Ахмеров необоснованно ре­прессирован по делу «Московского центра султангалиевцев» (1929); реабилитирован в 1959 году [1].

Сочинения: Ментабәгъ алифба. К., 1909; Матбугатчылык тарихы. К., 1909.

[1] — Татарская энциклопедия. Т.1. – Казань, 2002 – С. 241,

Гарифжан Валидов

Гарифзян Буави (Гарифжан Буави) (наст. фам. и имя Валидов Гарифзян Хасанович) (1879, г.Буинск — 30.09.1946, г.Буинск), учитель резчик по камню, каллиграф.Окончил Буинское медресе, Татарскую учительскую школу в г. Астрахань.

Работал учителем в с. Асекеево Оренбургской губернии, д. Бахтиярово, Старое Якупово Царицынской губернии и др., преподавал татарский язык, географию, историю, арифметику. Писал статьи для татарской печати; автор публикации по истории татар, селений Нижнего Поволжья (совр. Волгоградской обл.), края под псевдонимом Гарифзян Валиди. С 1920 г. работал учителем татарского языка и труда в школе им. М.Вахитова. Одновременно занимался изготовлением мусульманских надгробных камней. Созданные им надгробия оригинальны по форме (в виде прямоугольных столбцов со сферическим завершением и с вершинами в виде полуцилиндрических и лукообразных куполов мусульманских мечетей), небольшие по размеру (40-50 см в высоту и 15-20 см в ширину и толщину). На лицевой и обратной сторонах вырезались надписи араб, почерком «таглик». Наряду с арабскими текстами кратких аятов Корана, в них часто содержались поэтические строки на татар, языке о тяжести вечной разлуки с миром. Под текстами обычно шла подпись «Гамоле Гарифжан Буави» («Работа Гарифзяна Буави»), Иногда надписи заключались в прямоугольное резное обрамление. Техника резьбы углублённо-выемчатая. Надписи без орнаментального оформления. Надгробия, созданные Гарифзяном Буави, сохранились на кладбище г.Буинск и соседних населенных пунктов. В 1980-е гг. было зафиксировано около 100 изготовленных им памятников[1].

Сочинения:
Актубә буйлары // Шура. 1913. № 4,5,7,9[2].

[1] — Буинская энциклопедия. – Казань, 2010 – С. 82
[2] — Татарская энциклопедия. Т.2. – Казань, 2002

Хади Атласи

Атласов Хади (Ахметхади) Мифтахутдинович (Хади Атласи) (15.08.1876, д. Нижние Чеке Буинского уезда Симбирской губернии — 15.02.1938, Казань), историк, педагог, религиозный и общественный деятель.

Родился в семье муллы. Получил начальное мусульманское образование у отца; продолжил обучение в Буинском медресе у дамеллы Нургали хазрата. Помимо традиционных предметов освоил в совершенстве восточные языки (арабский, персидский, турецкий), одновременно самостоятельно изучал русский язык. В 1891 окон­чил медресе, в 1898 педагогические курсы в Каргалинской слободе под Оренбургом. В 1898-1903 преподавал в Буинском медресе, работал над созданием новых учебников. С мая 1903 имам мечети и мударрис медресе в д. Алъмет Бугульминского уезда, открыл при медресе школу для девочек. С начала 1900-х годов занимался публицистической деятельностью, принесшей ему широкую известность среди Волго-Уральских мусульман. Представлял крайне левое крыло татарских джадидов. Женат, семеро детей (трое умерли от голода в конце 1920-х — начале 1930-х годов). 1907 году избран депутатом 2-й Госдумы от крестьян Бугульминского уезда, член мусульманской трудовой группы; участвовал в издании газеты «Дума». Делегат 3-го Всеросcийского съезда мусульман. В 1906 опубликовал публицистическое произведение «Яңа ни­зам вә голәмаларымыз» («Новые правила и паши учёные»), содержащее критику полити­ки царского правительства в области национального образования, за что в 1909 был осуждён на три месяца тю­ремного заключения. После освобождения вынужден был оставить обязанности имама и мударриса. Находился под негласным над­зором полиции. Занимался научной политической дея­тельностью. В 1905-1910 собирал материалы по истории татарского народа, опубликовал на их основе ряд трудов и статей, получивших признание в научных кругах.  С 1913 действительный член Общества архео­логии, истории и этнографии при Казанском университете. Одновременно сотрудничает в периодических изда­ниях «Юлдуз», «Вакыт», «Шура», «Мектеб», «Аң» и др. После Февральской революции 1917 стал ак­тивным участником национально-демократического движения. Выступал за культурно-национальную автономию тюркских на­родов России. Участвовал в работе 1-го (1 — 11.05.1917, Москва) и 2-го (июль — август 1917, Казань) Всероссийского съездов мусульман, на 2-м съезде избран членом Комиссии мухтариата для осуществления провозглашенной 22.07.1917 культурно-национальной автономии мусульман внутри России и Сибири. С 21.11.1917 по 11.01.1918 участвовал в работе Национального собрания тюрко-татар внутри России и Сибири («Миллят мэжлесе»); входил во фракцию тюркистов; член комиссий: по территориальной автономии,         законодательной.

После установления в Бугульме советской власти в 1918 преподавал в местной учительской семинарии. Весной 1919, после захвата власти армией адмирала А.В. Колчака, председатель Бугульминской уездной земской управы. После ухода из Бугульмы белогвардейских войск выехал в Челябинск, предполагал эмигрировать в Германию. Осенью 1919 через Среднюю Азию и Персию добрался до Баку, где работал в издательском отделе Комиссариата народного просвещения, опубликовал ряд статей в местной прессе. После падения Азербайджанской демократической республики в сентябре 1920 арестован советскими властями, содержался в Баиловской тюрьме. По требованию властей Татарской республики этапирован на родину; в Чистополе предстал перед судом по обвинению в сотрудничестве с администрацией Колчака; 22.04.1921 оправдан. В 1921-1929 преподавал историю, географию и немецкий язык в школах Бугульмы, Шугурова, Зай-Каратая. Выступал против атеистического воспитания молодежи и введения латинского алфавита; считал, что переход на новый алфавит погубит татарскую культуру. Продолжал научные изыскания, работал над сочинением «История старой и новой России» (рукопись утеряна в 1929). В 1929, в рамках кампании по обвинению национальной интеллигенции в «султангалиевщине», арестован и осужден на 10 лет лагерей. Все его имущество было конфисковано; жена с детьми остались без крова и средств к существованию. Для отбытия наказания отправлен в Мурманск, в ноябре 1930 сослан на остров в Белом море, в июне 1931 по этапу отправлен на Соловки. В 1933 освобожден по состоянию здоровья. После возвращения в Бугульму ему было отказано в приеме на преподавательскую работу. В 1934 переехал с семьей в Казань, где преподавал в школе немецкий язык; в марте 1935 уволен с работы как «политически неблагонадежный» 28.07.1936 арестован по сфабрикованному обвинению в контрреволюционной деятельности, связях с белоэмигрантскими кругами, стремлении создать на территории СССР [Союз советских социалистических республик] «независимое тюрко-татарское государство»; приговорен к расстрелу. В 1958 реабилитирован решением Военной коллегии Верховного суда СССР за отсутствием состава преступления[1].

Сочинения:
Наука астрономия. 1902;
Естественная история. 1902;
Новые правила и наша интеллигенция. Оренбург, 1906;
История Сибири. 1911;
Сюютике. Казань, 1912;
Казанское ханство. Казань, 1912;
Соен-Бикэ. Казань, 1914;
Казан ханлыгы. Казань, 1920.

[1] — Татарская энциклопедия. Т.1. – Казань, 2002 – С. 222

Фатих Муртазин

Муртазин (Мортазин) Мухаммедфатих Шигабутдинович (1875, д. Сюндюково Сим­бирского уезда Симбирской губ. — 1938, г.Сама­ра), журналист, религиозный деятель.

Сын муллы. Начальное образование получил в родной деревне, по окончании Буинского медресе в 1904 стал имам-хатибом Самарской мечети. В 1907-13 был предcедателем Татарcкого мусульманского общества, усилиями которого в Самаре открылись мусульманская библиотека, курсы грамотности для взрослых, книжный магазин, ока­зывалась материальная помощь нуждающим­ся и т. д. Недовольное размахом деятельно­сти общества, МВД 17 марта 1913 приостанови­ло его работу. Муртазин был издателем и редактором журнала «Иктисад» (1908-13) — первого экономического пе­риодического издания на татар, языке, сотрудничал с газетами «Вакыт», «Юлдуз», журнала «Шура». Сов­мещал религиозную и издательскую деятельность с предпринимательской, входил в состав Са­марского кредитного банка. Поддерживал связь с представителями русской интеллигенции, вёл пере­писку с писателем Л.Н.Толстым. Самарская мечеть ста­ла духовно-культурным центром мусульман края; здесь Муртазин встречался с Г.Тукаем, Ф.Карими, А.Кутуем и др. Делегат Всероссийского мусульманского съез­да (С.-Петербург, 1906), собрания российских му­сульман, посвященный 25-летию службы муфтия М.Султанова (г.Уфа, 1911). После Октябрьской революции продолжал служить имамом. В 1932 был арестован за организацию сбора средств в пользу сосланных мусульманских духовных лиц; двухлетнее заключение отбывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала. В 1937 был арестован вторично, в 1938 расстрелян; реа­билитирован посмертно[1].[

1] — Татарская энциклопедия. Т.1. – Казань, 2008 – С. 284

Касим Биккулов

Биккулов (Бикколов) Касим Джамалетдинович (1868, д. Н.Тинчали Буинского у. Симбирской губернии — 21.06.1937, там же), исто­рик, писатель, педагог.

Учился в Буинском медресе.С 1885 г. учитель в мед­ресе д. Килячи Астраханской губ. С 1905 мулла в д. Н.Тинчали (с перерывом, в 1930-х гг. был необоснованно репрессиро­ван, находился несколько лет в ссылке в г.Уфа). Ав­тор литературных произведений о деревне начала 20 века, очерков по истории ислама, учебных пособий, ру­кописного труда «История деревни Новые Тинчали» (1926), где подробно описаны ис­тория этой деревни, окрестных сёл, этнического состав их населения, шаджара их первых жителей, история мечетей и т. д. (рукопись книги хра­нится в Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского Ка­зан, ун-та).

Сочинения:
Ат караклары. К., 1907;
Алтынбай агай. К., 1908;
Теркестан. К., 1908;
Сабиржан агай. К., 1909;
Татар ханнары. К., 1911;
Хажи. К., 1912;
Балаларга урнәк. К., 1912;
Пәйгамбәрләр тарихы. К., 1911-12;
Ислам тарихы. К., 1918[1].

[1] — Татарская энциклопедия. Т.1. – Казань, 2010 – С. 383

Биккулов (Бикколов) Ибрагим Джамалетдииович (1884 или 1885, д. Н.Тинчалй Буинского уезда Симбирской губернии — 1938) об­ществ, деятель, педагог, публицист. Брат К.Д.Биккулова.

Образование получил в мед­ресе г.Буинска, «Мухаммадия». Участник дви­жения «алъ-Ислах» (1905-06). В 1906-13 преподавал в г.Томск, одновременно сотрудничал в журнале «Шура», «Мектеп», газете «аль-Ислах», «Сибирия». В 1914-16 литературный сотрудник газеты «Кояш», печатался также в газете «Юлдуз», «Ил», журнала «Аң», «Ак юл», «Сююмбике». Выступал за открытие общеобразовательных учебных заведений, женских школ. В сентябре 1917 в г. Сим­бирск издавал газету «Джумхурият». Депутат Миллэт Меджлиси (1917-18). В начале 1920-х гг. участвовал в организации советских школ в г.Уфа. В 1923-27 преподавал татарский язык в Казанском те­атральном техникуме. С 1929 в Средней Азии: перевод­чик на кожаном заводе г.Самарканд. Автор учебни­ков для начальных классов; перевёл на татарский язык труды по народному хозяйству. В июне 1930 был необоснованно репрессирован (дело «Московского центра султангалиевцев»); реабилитирован посмертно.

Сочинения:
Мәктәптә тән тәрбиясе. К., 1926[1].

[1] — Татарская энциклопедия. Т.1. – Казань, 2010 – С. 382

Шакир Мухамадеев

Мухаммадов (Мохэммэдов) Шакир Мухаммадша угылы (20.5.1865, г.Буинск, Симбирская губ. 10.1 1.1923, г.Оренбург), писатель, издатель, журналист.

1879 годах учился Буинском медресе. С 1879 жил в Оренбурге. Был слугой, приказчиком в ма­газине, с 1884 — счетоводом в конторе куп­цов Хусаиновых. В 1890-е гг. переехал в Москву; окончив курсы бухгалтеров, работал по специальности. В 1900-01 жил в г.Харбин (Китай). В 1901 вернулся в Буинск, за­нимался активной обществ, деятельностью среди мусульманской молодёжи. С 1903 вновь в Оренбурге: конторский работник у Гани-бая Хусаинова, издатель и редактор сатириче­ского журнала «Карчыга» (1906-07). После 1917 за­нимался организацией профсоюза приказчиков и конторщиков, работал в различных учреж­дениях. Первые повести М. «ЖэЬалэт, яхуд Галиэкбэр агай» («Невежество, или Галиак-бар-агай», 1901), «Яфрак асты, яхуд Мэкоржо ярминкэсе» («Под листком, или Макарьев-ская ярмарка», Оренбург, 1901) поев, описа­нию жизни и нравов татар, купечества. Писа­тель стремился не просто показать своих ге­роев носителями характерных для их сословия черт, но и наде­лить каждого индиви­дуальным характером и привычками. Оце­нивая героев с про­светительских пози­ций, Мухаммадов критиковал их за алчность, неве­жество, призывал учиться. Повесть «Япун сугышы, яки Доброволец Батырга-ли агай» («Японская война, или Доброво­лец Батыргали-агай», 1905) пронизана тон­ким юмором и иронией, нередко переходящи­ми в едкую сатиру. Писатель высмеивает ложный патриотизм татар, и рус. купечества в период русско-японской войны. Противопоставляя «добровольцев» Батыргали и Шубина вои­нам из крестьян, автор показывает, что толь­ко народ выдвигает подлинных героев, за­щитников Отчизны. Занимательный сюжет, точно прописанные образы, знание человече­ской психологии сделали повесть широко популярной. В романтическом рассказе «Хан кызы» («Ханская дочь», 1908) описывается любовь дочери хана Фатимы к пленнику, сы­ну иранского шаха Ширину. Само имя юноши, описание встречи героев, дальнейшее разви­тие событий вызывают ассоциации с сюже­тами средневековой татарской литературы («Хосров и Ши­рин» Кутба, «Сухаиль и Гульдурсун» Саифа Сараи). В этом произведении Мухаммадов создаёт иде­ал волевой, свободолюбивой женщины. Ори­гинальная концовка (появление аллегори­ческого образа дракона, съевшего отважную девушку) обогащает традиционное прочтение рассказа (ослушание родителей приводит к гибели) филосовский смыслом (человеческие недо­статки способны не только разрушить лю­бовь и счастье, но и лишить самой жизни). В поэзии Мухаммадова преобладают гражданские публицистические мотивы («Дума членнарына» — «Членам Ду­мы», 1907; «Жир кирок» — «Земля нужна», 1907 и др.). В предисловии к сатирическому стих. «Яца Бодэвам» («Новый Бадавам», Оренбург, 1903) автор пишет: «Наша нация больна… Наша болезнь — в невежестве. А от невежества можно излечиться только наукой и просвещением». В публицист, статьях М. поднимал актуальные проблемы татарского общества, описывал отношение разных слоев населения к демократическим преобразованиям, ратовал за про­свещение народа, реформирование татарских учебных заведений, критиковал кадимистов. Мухаммадов писал доступным и понятным языком, давал пояс­нения к введённым в текст иноязычным сло­вам, широко использовал в своих произведе­ниях пословицы и поговорки.

Сочинения:
Сайланма әсәрләр. К., 1958[1].

[1] — Татарская энциклопедия. Т.1. – Казань, 2008 – С. 314